Проблема плохих дорог в нашей стране наиболее остро встает весной и осенью. В это время на покрытии множество луж, из-за которых не видно глубоких ям. В них-то и попадает множество автомобилей каждый год. Если вовремя не снизить скорость, такой наезд чреват серьезными последствиями для транспортного средства. Может быть повреждена подвеска, колесо или диск, а иногда все вместе. Такие случаи, согласно пунктам 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, приравниваются к дорожно-транспортным происшествиям. Работники дорожной полиции реагируют на них соответственно. При этом водитель может рассчитывать на возмещение всего причиненного материального ущерба.
Первые действия после попадания в яму:
- Сразу останавливаем машину.
- Включаем аварийный сигнал.
- Ставим аварийный знак не ближе 15 метров в городе и 30 метров — вне населенного пункта.
- Не трогаем никаких предметов, связанных с аварией. К приезду сотрудников ГИБДД все должно остаться в первоначальном виде.
- Проверяем, нет ли пострадавших. Если есть, оказываем первую помощь, при необходимости вызываем скорую.
- Звоним в ГИБДД.
- Если авто мешает проезду транспорта, фиксируем его положение на фото и видео и убираем на обочину.
- Ищем свидетелей. Если они найдутся, записываем их данные для связи.
- Ждем сотрудников ГИБДД.
Покидать место происшествия категорически нельзя. Иначе доказать ущерб от конкретной ямы будет практически невозможно.
Что дальше?
Пока сотрудники дорожной полиции едут к вам, не стоит зря терять время. Нужно тщательно зафиксировать все следы аварии. Чем более ответственно вы подойдете к этому, тем лучше. Для начала стоит сфотографировать яму, в которую попало колесо, и положение автомобиля относительно нее. Затем обязательно измерьте выбоину рулеткой или любым подходящим предметом, который окажется под рукой. Дело в том, что все дорожные ямы должны соответствовать специальному ГОСТ Р 50597-93. Согласно ему, выбоина не должна быть больше 60 см в ширину, 15 см — в длину и 5 см — в глубину. Нарушение любого из этих параметров — серьезный повод привлечь дорожную организацию к ответу.
Оформление ДТП
Когда сотрудники дорожной полиции приедут, они оформят происшествие и составят протокол. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:
- Подробно перечислены повреждения автомобиля, в том числе возможные скрытые. Они могут проявляться, если, например, где-то течет масло или другие жидкости.
- Невозможность избежать ямы, несмотря на то что вы соблюдали правила ПДД, то есть не превышали скоростной режим, реагировали на разметку и знаки. Подчеркните это обстоятельство.
- Размеры ямы. Сотрудники ГИБДД также измерят ее. Если параметры не соответствуют ГОСТу, составляется специальный акт.
- Положение ямы на дороге и автомобиля относительно нее.
Если вы не согласны с протоколом в каких-то моментах, не стоит подписывать его. Просите внести полные данные.
Получение компенсации
После всего нужно определить организацию, отвечающую за конкретный участок дороги, на котором случилось происшествие. Для получения контактных данных можно обратиться в отделение ГИБДД или местную администрацию.
Необходимо как можно точнее рассчитать размер нанесенного материального ущерба. Для этого следует провести независимую экспертизу. Перед исследованием в дорожную организацию направляется заказное письмо с уведомлением и просьбой выслать представителя для присутствия. При этом нужно приложить копии всех собранных доказательств ДТП.
После определения размеров ущерба можно попробовать договориться о досудебном решении спора, чтобы компания выплатила вам положенную сумму без долгих судебных разбирательств. Если ваши письма остались без ответа, нужно письменно зафиксировать это. В этом случае придется идти в суд. Здесь уже пригодятся все доказательства, собранные на месте происшествия. Если суд сочтет их достаточными, он удовлетворит вашу жалобу.
Для проведения независимой экспертизы автомобиля обращайтесь в АНО ДПО «Московский институт судебных экспертиз».